Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

   

 

                                                           

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное    

 учреждение г. Астрахани

"Детский сад  № 105

"Лесная сказка"

Год основания: 05. 1969 г.

Язык обучения: русский    

  

Советы логопеда

 

        

Роль семьи в развитии речи ребенка

      Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.
      Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, будто бы ребенок сам без помощи взрослых овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
      Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослого, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
      Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
       Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).
 

                                          *******


         Чему именно следует, прежде всего, уделять внимание в повседневной жизни, развивая речь ребенка?

 
     · Чем бы вы не занимались с ребенком, разговаривайте с ним, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строит простые предложения;
    · Старайтесь расширять круг впечатлений ребенка, говорите ему о занятиях взрослых, играх детей, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы; · В ходе беседы малыш должен научиться отвечать на вопросы «Кто это? Что это?», «Что делает?»;
    · Очень полезны занятия с использованием картинок. Назовите и покажите предмет, нарисованный на картинке, а затем попросите ребенка показать его на картинке. У ребенка, который вообще не говорит, такое упражнение развивает способность понимать чужую речь, а это очень важно. А ребенку, освоившему элементарную речь, подберите простые картинки типа «мальчик читает книгу», «девочка моет посуду», «дети спят» и попросите рассказать, что на них нарисовано. Помогите малышу, задавая наводящие вопросы. Вопросы по картинке должны быть короткими и ясными.
     · Следующий этап – занятия с серией картинок, связанных между собой несложным сюжетом. Давайте ребенку 2, 3, 4 картинки и попросите разложить их в соответствии с развертыванием сюжета, а потом составить рассказ. Придумайте название рассказа. Например, «Нашли ежа». 1.Мальчики пришли в лес. Под кустом они нашли ежа. 2.Дети положили ежа в шапку и понесли домой. 3.Дома они напоили ежа молоком.
 
      Это задание ребенку, возможно, будет сложно выполнить. Несколько раз разложите перед ним картинки в определенной последовательности. Напомните еще и еще раз название рассказа. Затем помогите составить рассказ, рассматривая при этом по очереди все картинки.
      Особенно трудно малышу рассказывать. Дети часто ограничиваются перечислением отдельных предметов или названий действий, не связанных между собой. Но если Вы проявите настойчивость и выдержку, от занятия к занятию речь будет становиться все более связной. 
       Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало говорят. Это происходит по разным причинам. Нередко взрослые не побуждают детей к высказываниям, слаб интерес к окружающему. Для того, чтобы активизировать речь ребенка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чем-то или попросить что-либо. Например, у малыша может возникнуть необходимость попросить убранную вами игрушку, причем объясниться не с помощью жестов, а словами. Наберитесь терпения и учите ребенка, опираясь на характерную для детей склонность к подражанию.                          

 

                                                                                 *******

      Как делать артикуляционную (речевую) гимнастику

 

        Дети прекрасно умеют подражать и делать это они начинают очень рано. Поэтому уже с первых месяцев можно начать, пеленая ребенка, играя с ним, вытягивать губы трубочкой, высовывать язык, шлепать губами, фыркать, цокать.

       На первых порах произнесение разных звуков, в том числе неречевых: фырканье, уханье, писк и т. д. очень важно (малыши от этого в восторге), старайтесь произносить звуки утрированно: широко открывая рот, вытягивая губы и т. д, чтобы ребенок не только слышал, но и видел, чем «ку-ку» отличается от «ко-ко».

      Вообще, будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Даже двухнедельному малышу понравится, если, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, как кукарекает петух, как собака лает. Пока переберете всех известных вам животных, завороженный малыш уже одет. Это и первые артикуляционные упражнения, и прекрасно развивает речевой (фонетический) слух. Только делать это нужно с чувством и на разные голоса. Если боитесь, что кто-то подумает, будто вы сошли с ума, делайте это наедине с малышом. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т. д.). «Играть на дудочке» – прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.

 Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные упражнения. Выбирайте время, когда малыш в хорошем настроении, в форме игры. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя вы можете делать их и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т. д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще, где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее становятся упражнения.

 Вот некоторые примеры:

  •  Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).

  •  Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.

  •  Облизать губки по кругу, дотянуться до носика, щек, подбородка с силой язычком (представьте, что вы выпачкались в варенье).

  •  Облизать тарелочку, как это делает киска.

  •  Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубам (словно барабанщик).

  •  Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «образовать хобот», «набирать водичку», слегка причмокивая.

  •  Перекатывать орешки: С закрытым ртом кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».

  •  Поцокать языком (лошадка скачет), потом пофыркайте, можете при этом играть с игрушечной лошадкой.

  •  Улыбнуться, с напряжением обнажив зубы (сделать заборчик).

  •  Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.

  •  Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.

  •  Почистить зубки язычком (проводить по верхним, потом по нижним).

  •  Поиграйте с паровозиком или покажите на картинке (погудите, «У-У»), губы трубочкой.

  •  Пароход гудит – приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».

      Покажите ребенку часы с маятником, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, пусть малыш изображает часы.

 Можете придумать сказку, например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх, где же солнышко (вытянуть язык вверх к носу), посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке) и т. д. Проявите фантазию.

 Артикуляционная гимнастика может помочь вам также в ранней диагностике каких-то нарушений, которые можно устранить, обратившись к врачу, или самостоятельно делая упражнения.

 

 Обратите внимание на язычок малыша:

 

       • Его цвет: иногда он слишком бледный, вялый, из-за того, что недостаточно снабжается кровью, или синюшный, когда кровь застаивается в языке. Иногда язык напоминает географическую карту (его поверхность покрыта разводами белого, бурого и розового цвета, что очень напоминает очертания материков на карте). При этом поверхность языка выглядит блестящей, словно отполированной, на ней мало вкусовых сосочков. Чувствительность такого языка недостаточна, а подвижность существенно ограничена.
     • Размер: слишком большой (с гипертрофированной мышечной массой, как бы не помещается во рту) или слишком маленький (явление микроглоссии).
     • Подъязычную уздечку (пленочку, связку под языком): у одних детей она может быть тонкой и прозрачной, у других – плотной и массивной. Размеры и строение уздечки очень индивидуальны. Иногда эта связка бывает настолько короткой, что малыш практически не может приподнять язык вверх. (При этом требуется хирургическое вмешательство, которое избавит ребенка от многих страданий в будущем). Некоторые звуки малыш так и не научится произносить, другие в его устах приобретут странное звучание. Очень редко, но можно встретить раздвоенную уздечку, которая тоже доставляет крохе массу неудобств.
     • Внешний вид: Язык рыхлый, его трудно заставить принять нужное положение, наконец, когда это удается, язык как бы застревает и не может перейти в следующую позицию. Речь при этом: «словно каша во рту».

        Поверхность языка испещрена глубокими бороздками и морщинами (ребенок при этом ощущает болезненную сухость во рту). Такие особенности могут быть связаны с нарушениями в эндокринной или нервной системе.
        Иногда своевременно начатая артикуляционная гимнастика позволяет устранить рыхлость, вялость языка, улучшить его кровоснабжение.

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"